Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе

«Наибольшее значение имеет не то, что ученик использует новые технологии, а то, как это использование способствует повышению его образования».

С. Эрманн

Направления информатизации Модернизация системы образования сегодня рассматривается, как потенциал инновационного развития общества и основана на реализации новых концептуальных подходов к развитию образования.

    Центральной проблемой остается обеспечение высокого уровня качества образования. Новые ФГОСы предполагают внедрение системно – деятельностного подхода к обучению учащихся на основе использования передовых педагогических технологий, направленных на формирование у учащихся ключевых компетентностей и универсальных учебных действий (УУД).

    Внедрение в практику работы школ ИКТ – технологий является одним из приоритетных направлений модернизации, позволяющих не только повысить качество обучения, но и способствующих развитию информационной компетентности, раскрытию интеллектуально-творческого потенциала личности ученика.

    Е.И.Огарев под компетентностью понимает оценочную категорию, которая характеризует человека как субъекта деятельности, способного планировать и осуществлять эффективные действия, направленные на достижение поставленной цели.

     В структуре компетентности он выделяет пять компонентов: глубокое понимание существа решаемых задач и проблем; знания и опыт, накопленные в области деятельности; овладение передовыми достижениями; умение выбирать адекватные условиям средства и способы деятельности; чувство ответственности за результаты своей деятельности в процессе достижения цели.

     Главными составляющими информационной компетентности ученика являются:

  • умение  правильно  отбирать источники информации;
  • умение находить и преобразовывать  информацию  их различных источников
  • владение конкретными навыками по использованию технических устройств
  • способность использовать в своей деятельности компьютерные информационные технологии;
  • знание  особенностей информационных потоков в нужной области.

    Под информационно-коммуникационными технологиями мы понимаем систему способов, приемов и методов работы с информацией, применение которых обеспечивает решение центральных задач обучения и воспитания.

Использование  ИКТ в учебно-воспитательном процессе позволяет:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время;
  • сохранять устойчивый интерес к предмету;
  • моделировать и визуализировать сложные процессы и явления, рассматриваемые на уроках по разным предметам;
  • учащимся заниматься самостоятельным поиском, подбором и анализом необходимой информации в сети Интернет;
  • развивать креативные способности, формировать общую и информационную культуру у учащихся.

Главными преимуществами применения ИКТ на мой взгляд являются:

  • Возможность осуществлять дифференцированный подход к учащимся разного уровня готовности к обучению.
  • Использование визуального, аудиовизуального и видео сопровождения на уроке.
  • Сохранение высокого темпа урока, занятия.
  • Обеспечение эффективной обратной связи между педагогом и учениками.
  • Осуществление оперативного и объективного контроля УУД учащихся.
  • Достижение высокого качества усвоения материала учащимися.

В урочной, внеурочной и внеклассной деятельности с учащимися я  применяю такие формы ИКТ – технологий, как:

  • презентации (см. Методическая копилка);
  • интерактивные тесты (из УМК Босовой, Л.Л. исозданные в программе My Test);
  •  работа по поиску информации в Интернете;
  • во всех проектах;
  • применение готовых электронных ресурсов,
  • цифровых образовательных ресурсов,
  • сервисов Web 2.0 (PhotoPeach.com,Фотофильмы.ru, LearningApps.org, Win Sky Draw и другие);
  • сайтостроение (создание учебных сайтов на уроках, страничка моего 5 а класса).

   Одной из активных форм педагогических технологий, которые развивают высокую мотивацию к учебно-познавательной деятельности и способствуют формированию информационной компетентности учащихся, являются проектные технологии. Совместная деятельность по работе над электронным проектом демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся распределяют роли, помогающие всесторонне проявлять компетентность личности. Например, совместные видеопроекты о школьной жизни и не только.

Возможности использования в учебном процессе мультимедиа ресурсов:

  1. Презентация:

-объяснение новой темы, сопровождаемое презентацией более наглядно.

-работа с устными упражнениями.

-использование презентации при повторении пройденного материала.

-демонстрация условия и решения задачи без необходимости вручную записывать условие задачи, гибкость в изменении вариантов решения..

-взаимопроверка самостоятельных работ с помощью ответов на слайде.

-проведение тестов.

-проведение рефлексии.

-демонстрация портретов ученых и рассказ об их открытиях.

2.    Видеофрагмент:

-позволяет сэкономить время учителя для подготовки и проведения учебного опыта на уроке;

-возможность оказаться в прошлом или будущем, касательно изучаемого явления.

3.    Виртуальные лаборатории:

-реальный опыт провести невозможно, а анимация показывает, как на самом деле будут вести себя рассматриваемые объекты.

4.    Тест на компьютере:

- даёт возможность быстро проверить знания учащихся, полученные на нескольких предыдущих и данном уроках;

-позволяет увидеть учителю степень усвоения материала и умение проверять полученные знания для решения качественных задач;

-сразу же сделать работу над ошибками.

5.    Компьютерное моделирование является одним из эффективных методов изучения сложных систем.

    Компьютерные модели проще и удобнее исследовать в силу их возможности проводить вычислительные эксперименты в тех случаях, когда реальные эксперименты затруднены по разным причинам. Логичность и формализованность компьютерных моделей позволяет выявить основные факторы, определяющие свойства изучаемого объекта-оригинала (или целого класса объектов), в частности, исследовать отклик моделируемой физической системы на изменения её параметров и начальных условий.

   Все эти преимущества использования ИКТ в учебном процессе в сочетании с рассказом учителя позволяют развивать внимание и визуальное мышление – способность представлять образы и управлять ими в воображении. А визуальное (образное теоретическое) мышление является основой понимания.

   Таким образом, использование  ИКТ - технологий на уроках и во внеурочной деятельности позволяет оптимизировать учебно-воспитательный процесс, вовлечь в него  учеников как субъектов образовательного процесса, развивать творчество, самостоятельность и критичность мышления.

 

 Вернуться в Портфолио

НОВОЕ НА САЙТЕ

Что нужно знать о флешках