Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе
«Наибольшее значение имеет не то, что ученик использует новые технологии, а то, как это использование способствует повышению его образования».
С. Эрманн
Центральной проблемой остается обеспечение высокого уровня качества образования. Новые ФГОСы предполагают внедрение системно – деятельностного подхода к обучению учащихся на основе использования передовых педагогических технологий, направленных на формирование у учащихся ключевых компетентностей и универсальных учебных действий (УУД).
Внедрение в практику работы школ ИКТ – технологий является одним из приоритетных направлений модернизации, позволяющих не только повысить качество обучения, но и способствующих развитию информационной компетентности, раскрытию интеллектуально-творческого потенциала личности ученика.
Е.И.Огарев под компетентностью понимает оценочную категорию, которая характеризует человека как субъекта деятельности, способного планировать и осуществлять эффективные действия, направленные на достижение поставленной цели.
В структуре компетентности он выделяет пять компонентов: глубокое понимание существа решаемых задач и проблем; знания и опыт, накопленные в области деятельности; овладение передовыми достижениями; умение выбирать адекватные условиям средства и способы деятельности; чувство ответственности за результаты своей деятельности в процессе достижения цели.
Главными составляющими информационной компетентности ученика являются:
- умение правильно отбирать источники информации;
- умение находить и преобразовывать информацию их различных источников
- владение конкретными навыками по использованию технических устройств
- способность использовать в своей деятельности компьютерные информационные технологии;
- знание особенностей информационных потоков в нужной области.
Под информационно-коммуникационными технологиями мы понимаем систему способов, приемов и методов работы с информацией, применение которых обеспечивает решение центральных задач обучения и воспитания.
Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе позволяет:
- активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время;
- сохранять устойчивый интерес к предмету;
- моделировать и визуализировать сложные процессы и явления, рассматриваемые на уроках по разным предметам;
- учащимся заниматься самостоятельным поиском, подбором и анализом необходимой информации в сети Интернет;
- развивать креативные способности, формировать общую и информационную культуру у учащихся.
Главными преимуществами применения ИКТ на мой взгляд являются:
- Возможность осуществлять дифференцированный подход к учащимся разного уровня готовности к обучению.
- Использование визуального, аудиовизуального и видео сопровождения на уроке.
- Сохранение высокого темпа урока, занятия.
- Обеспечение эффективной обратной связи между педагогом и учениками.
- Осуществление оперативного и объективного контроля УУД учащихся.
- Достижение высокого качества усвоения материала учащимися.
В урочной, внеурочной и внеклассной деятельности с учащимися я применяю такие формы ИКТ – технологий, как:
- презентации (см. Методическая копилка);
- интерактивные тесты (из УМК Босовой, Л.Л. исозданные в программе My Test);
- работа по поиску информации в Интернете;
- во всех проектах;
- применение готовых электронных ресурсов,
- цифровых образовательных ресурсов,
- сервисов Web 2.0 (PhotoPeach.com,Фотофильмы.ru, LearningApps.org, Win Sky Draw и другие);
- сайтостроение (создание учебных сайтов на уроках, страничка моего 5 а класса).
Одной из активных форм педагогических технологий, которые развивают высокую мотивацию к учебно-познавательной деятельности и способствуют формированию информационной компетентности учащихся, являются проектные технологии. Совместная деятельность по работе над электронным проектом демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся распределяют роли, помогающие всесторонне проявлять компетентность личности. Например, совместные видеопроекты о школьной жизни и не только.
Возможности использования в учебном процессе мультимедиа ресурсов:
- Презентация:
-объяснение новой темы, сопровождаемое презентацией более наглядно.
-работа с устными упражнениями.
-использование презентации при повторении пройденного материала.
-демонстрация условия и решения задачи без необходимости вручную записывать условие задачи, гибкость в изменении вариантов решения..
-взаимопроверка самостоятельных работ с помощью ответов на слайде.
-проведение тестов.
-проведение рефлексии.
-демонстрация портретов ученых и рассказ об их открытиях.
2. Видеофрагмент:
-позволяет сэкономить время учителя для подготовки и проведения учебного опыта на уроке;
-возможность оказаться в прошлом или будущем, касательно изучаемого явления.
3. Виртуальные лаборатории:
-реальный опыт провести невозможно, а анимация показывает, как на самом деле будут вести себя рассматриваемые объекты.
4. Тест на компьютере:
- даёт возможность быстро проверить знания учащихся, полученные на нескольких предыдущих и данном уроках;
-позволяет увидеть учителю степень усвоения материала и умение проверять полученные знания для решения качественных задач;
-сразу же сделать работу над ошибками.
5. Компьютерное моделирование является одним из эффективных методов изучения сложных систем.
Компьютерные модели проще и удобнее исследовать в силу их возможности проводить вычислительные эксперименты в тех случаях, когда реальные эксперименты затруднены по разным причинам. Логичность и формализованность компьютерных моделей позволяет выявить основные факторы, определяющие свойства изучаемого объекта-оригинала (или целого класса объектов), в частности, исследовать отклик моделируемой физической системы на изменения её параметров и начальных условий.
Все эти преимущества использования ИКТ в учебном процессе в сочетании с рассказом учителя позволяют развивать внимание и визуальное мышление – способность представлять образы и управлять ими в воображении. А визуальное (образное теоретическое) мышление является основой понимания.
Таким образом, использование ИКТ - технологий на уроках и во внеурочной деятельности позволяет оптимизировать учебно-воспитательный процесс, вовлечь в него учеников как субъектов образовательного процесса, развивать творчество, самостоятельность и критичность мышления.
Вернуться в Портфолио