Обоснование выбора образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы
Из всего многообразия учебно-методических комплектов для 5-9 классов, наиболее приемлемыми для себя и своих воспитанников считаю
УМК «Информатика и ИКТ» автор Босова Л.Л.
УМК может использоваться как учениками, изучавшими информатику в начальной школе, так и служить «точкой входа» в предмет для школьников, приступающих к её изучению впервые. Имеет место «многослойность» в структуре предлагаемого к изучению материала: 1-й слой необходим тем, кто приступает к изучению предмета впервые; 2-й – тем, кто получил некоторую подготовку в области информатики и ИКТ в начальной школе. Обучение по УМК обеспечивает необходимую теоретическую и практическую подготовку учащихся к изучению базового курса информатики по любой линии учебников для 10-11 классов: Н.Д. Угриновича, И.Г. Семакина, С.А. Бешенкова и др. Особенностью данной линии УМК является четко просматриваемая направленность на подготовку к ГИА, как в 9, так и в 11 классе.
Состав УМК:
Учебники для 5-9 класса образуют завершенную предметную линию по информатике для основной школы. Учебники разработаны в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); с основными идеями и положениями программы развития и формирования универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В них соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования. Учебники написаны на высоком научном уровне, основные теоретические положения иллюстрируются конкретными примерами. Упражнения, включенные в каждый пункт, делятся на две части. Задачи, входящие в первую часть, необходимо уметь решать для получения удовлетворительной оценки, они задают обязательный уровень подготовки, остальные задачи (они отмечены специальным знаком) целенаправленно готовят к сдаче экзамена. Вопросы тестов и задачи на повторение, которыми заканчивается каждая глава учебника, позволят учащимся проконтролировать свои знания и умения по основным темам курса, а также могут быть использованы учителем при проведении итогового опроса или зачета. Для подготовки к контрольной работе в конце каждой главы приведены вопросы и задачи на повторение основного материала. Ответы на вопросы и примеры решения таких задач можно найти в тексте соответствующих пунктов. Практический опыт доказывает, что учебники выгодно отличается от других, главное преимущество учебника состоит в том, что он написан настолько просто, ясно, наглядно, доступно, что учение без учителя может освоить основные понятия информатики и ИКТ.
Учебники являются основой учебно-методического комплекта (УМК), в состав которого кроме них включены:
- методическое пособие для учителя к УМК основной школы;
- рабочие тетради для 5, 6, 7, 8, 9 классов;
- дополнительные методические пособия для учителя с поурочными рекомендациями.
Дополнительные учебные пособия для организации внеурочной работы учащихся:
- сборник заданий для подготовки к ГИА для 7–9 классов;
- задачник по информатике «Занимательные задачи по информатике» для 5–6 классов;
- рабочие тетради «творческие задания в среде Scretch»,
- рабочие тетради для 5–6 классов по робототехнике.
Методические пособия к учебникам содержат рекомендации для учителя по организации учебного процесса, в том числе поурочные разработки по курсу информатики и ИКТ в 5–6 и 7–9 классах. В методических пособиях даны рекомендации по использованию на уроках и во внеурочной деятельности материалов Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, других интернет-ресурсов.
Состав электронного приложения:
- Электронная форма учебников:
– контейнер электронных учебников для 5–7 классов (на носителе) с интегрированным в него мультимедийными объектами и электронными рабочими тетрадями для учеников;
– контейнер электронных учебников (на носителе) для 8–9 классов, со ссылками на различные открытые образовательные ресурсы в Интернете, отобранные автором, с добавленными к нему электронными текстами контрольным материалов для подготовки к итоговой аттестации.
Мультимедийные объекты в составе электронных учебников включают авторские материалы:
- методические материалы для учителя;
- файлы-заготовки (тексты, изображения), необходимые для выполнения работ компьютерного практикума;
- текстовые файлы с дидактическими материалами (для печати);
- дополнительные материалы для чтения;
- мультимедийные презентации ко всем параграфам каждого из учебников;
- интерактивные тесты.
- Электронное методическое приложение — авторская мастерская в виде сайта в Интернете с методическими рекомендациями, видеолекциями и электронной почтой и форумом для свободного общения с авторским коллективом УМК учителей и родителей (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/). Для участия в форуме и просмотра видеолекций необходимо зарегистрироваться на сайте.
В современных условиях важным компонентом УМК нового поколения становится его сетевая составляющая, реализованная в форме web-сайта и ориентированная на всех участников образовательного процесса: учеников, их родителей, учителей. Благодаря сетевой составляющей, ученики могут участвовать в дистанционных олимпиадах по изучаемому предмету и творческих конкурсах; родители учеников получают возможность принять участие в обсуждении УМК на форумах; учителя могут систематически получать консультации авторского коллектива и методистов, скачивать обновленные варианты планирования, новые версии электронных образовательных ресурсов, дополнительные методические и дидактические материалы, обмениваться собственными методическими разработками и т. д. Сетевая составляющая рассматриваемого УМК реализована на сайте издательства в форме авторской мастерской (http://metodist.lbz.ru).
Практический опыт доказывает, что учебники выгодно отличается от других, главное преимущество учебника состоит в том, что он написан настолько просто, ясно, наглядно, доступно, что учение без учителя может освоить основные понятия информатики и ИКТ.
Вернуться в портфолио